• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект "Воспринимаемое качество общения в реальных и компьютерно-опосредованных встречах и его объективные измерения на примере окситоцина и мимических маркеров"

Совместный проект СКИЛа и Лаборатории социальных нейронаук Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ направлен на изучение качества эмоционального контакта и психоэмоционального состояния человека через призму влияния современных коммуникационных технологий. 

Распространение и доступность технических решений, сервисов видеоконференций и опыт вынужденного перехода онлайн, вызванный эпидемией COVID-19, сделали опосредованную онлайн-коммуникацию в формате видеоконференций новой нормой (Barrero и др., 2021). Опосредованное дистанционное общение и виртуальные встречи начали доминировать в жизни многих учебных, научных, рабочих коллективов, заменив собой значительную часть непосредственных контактов. 
При этом наблюдается дефицит исследований с доказательной эмпирической базой, объективными данными, позволяющий оценить влияния видеовстреч на качество общения людей и команд, в сравнении со встречами лицом к лицу (Dennis и др., 2008; Sprecher, 2014; Nemiro, 2016; Tarr и др., 2018; Boland и др., 2021; Brucks, & Levav, 2022). Первые исследования показали, что влияние асинхронности и измененной физической среды взаимодействия могут иметь последствия как для продуктивности, так и для развития эмоционального контакта участников, а, значит, иметь как краткосрочные, так и долгосрочные эффекты на качество общения и психоэмоционального опыта. Общение человека является не только способом передачи информации, но и сложным социально-психологическим процессом, включающим в себя восприятие и понимание людьми друг друга – построение “модели другого” (“theory of mind”), формирование разделяемого видения ситуации, формирование доверия друг к другу и эмоциональной близости, взаимное влияние, в том числе и на психоэмоциональное состояние друг друга (Gonçalves и др., 2020, Stich, 2020, Feldman, 2017). Асинхронность и измененная физическая среда взаимодействия могут сказываться на качестве социального контакта, а, следовательно, на эмоциональной отдаче от личных взаимодействий и на эффективности деловых контактов.

Настоящее исследование призвано закрыть лакуны в имеющихся знаниях следующим образом. Во-первых, оно впервые будет экспериментально проверять гипотезы о влиянии формата коммуникации – опосредованной или непосредственной – на психоэмоциональное состояние и воспринимаемое качество общения участников. Это состояние и качество будут измеряться консервативным образом – через опросные методы и методы наблюдения. Во-вторых, оно изучит возможности использовать объективные маркеры (окситоцин как биомаркер и распознавание эмоциональных реакций участников коммуникации посредством автоматизированных решений как цифровой маркер) для оценки психоэмоционального состояния и как объективный коррелят воспринимаемого качества общения. Использование консервативных методов как основы исследования позволит оценить надежность объективных маркеров, обосновать и апробировать возможность их использования в сходных научных исследованиях и в прикладных решениях. В-третьих, учет индивидуальных особенностей позволит нам оценить их вклад в изменение объективных и субъективных показателей качества общения, в частности, в выявленное на смежных задачах разнонаправленное изменение уровня окситоцина и его возможное рассогласование с самоотчетными данными.

Публикации проекта:

  • Горина Я.В., Лопатина О.Л., Марарица Л.В. Роль окситоцина и вазопрессина в эмоциональной памяти и «чтении мыслей по лицу»: нейробиологический подход и клинические аспекты. Анналы клинической и эксперимен-тальной неврологии. 2024;18(3):58–71. DOI: https://doi.org/10.17816/ACEN.1047
  • Tsigeman, E., Mararitsa, L., Gundelah, O., Lopatina, O., Koltsova, O. (2024). Psychological Aspects of Face-To-Face Versus Computer-Mediated Interpersonal Communication: An Integrative Review. In: Coman, A., Vasilache, S. (eds) Social Computing and Social Media. HCII 2024. Lecture Notes in Computer Science, vol 14705. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-61312-8_3 

Новости проекта:

10 октября 2024 г. командой Зеркальных лабораторий опубликованы методические материалы проекта

30 сентября 2024 г. 
командой Зеркальных лабораторий опубликован обзор литературы по тематике проекта. 


25-27 сентября 2024 г. 
организована школа Междисциплинарных исследований в когнитивных и социальных науках «МИКС», нацеленная на формирование междисциплинарного диалога при решении научных и прикладных задач.


31 мая 2024 г. 
командой Зеркальных лабораторий опубликован обзор литературы по тематике проекта. 


15-16 мая 2024 г.
Лариса Марарица представила проект Зеркальных лабораторий СКИЛы на IX Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики».
Подробнее...


14 мая 2024 г.
прошёл второй методологический семинар, посвященный дневниковым исследованиям (Experience sampling method). 

Подробнее...

8 апреля 2024 г. завершен дополнительный сбор экспериментальных данных в рамках проекта. 

1 марта 2024 г. запущен дополнительный сбор экспериментальных данных в рамках проекта. 

20 февраля 2024 г. Элина Цигеман представила доклад "No effect of motor synchronisation on oxytocin levels" на European Congress of Neurology & Neuropsychiatry. 

1-2 февраля 2024 г. Лариса Марарица, Ольга Лопатина и Элина Цигеман выступили на Зимней психологической школе СПбГУ с лекциями о проекте "Зеркальных лабораторий".
Подробнее...


11 декабря 2023 г. Лариса Марарица представила доклад "Качество межличностного общения при очных встречах и видеоконференциях: экспериментальное тестирование" на II Всероссийской научной конференции "Цифровизация общества: трансформация повседневных практик и исследовательских перспектив".
Подробнее...

18 ноября 2023 г. В рамках "Зеркальной лаборатории" прошло обсуждение методологии дневниковых исследований "Experience sampling method (ESM)".
Подробнее...

17 ноября 2023 г. Завершен сбор экспериментальных данных проекта в г. Санкт-Петербург. 

27 октября 2023 г. Принята к печати статья Я. В. Гориной, О. Л. Лопатиной, Л. В. Маририцы "Роль окситоцина и вазопрессина в эмоциональной памяти и «чтении мыслей по лицу»: нейробиологический подход и клинические аспекты", отправленная для публикации в журнал "Анналы клинической и экспериментальной неврологии". 

20 октября 2023 г. Проект представлен на научно-популярном мероприятии в ИЦАЭ г. Санкт-Петербург 
Подробнее... 

18 октября 2023 г.
Элина Цигеман представила доклад «Communication quality in face-to-face and videoconferences: experimental testing», посвященный экспериментальному исследованию в рамках проекта «Зеркальных лабораторий» на 3rd International Conference on Social Neuroscience in Ecologically Valid Conditions.

16 октября 2023 г. Леонтьев А.В. и Марарица Л.В представили результаты анализа психометрических свойств шкалы проактивной атрибуции, проведенного в рамках проекта на международной научной конференции «Современная психологическая наука через призму категории общения».

11-17 октября 2023 г. в КрасГМУ прошёл дополнительный сбор данных в рамках проекта «Зеркальных лабораторий». Сотрудники СКИЛА Лариса Марарица и Элина Цигеман провели эксперимент, проверяющий влияние моторной синхронизации на изменение уровня окситоцина у пар участников, знакомых друг с другом. Элина и Лариса также представили результаты предыдущего пилотного исследования на Международной конфреренции «Социальный мозг: профилактика и реабилитация негативных стрессовых воздействий», организованной ВУЗом-партнером по проекту. 
Подробнее... 

18 сентября 2023 г.
в рамках реализации проекта "Зеркальные лаборатории" в НИУ ВШЭ Санкт-Петербург прошел открытый семинар по использованию алгоритмов распознавания эмоций в психологических и социальных исследованиях.
Подробнее...

12 сентября 2023 г. запущен основной экспериментальный сбор в рамках проекта в НИУ ВШЭ Санкт-Петербург.

20 августа 2023 г.
запущен основной экспериментальный сбор в рамках проекта в КрасГМУ. 

12-20 мая 2023 г.
в КрасГМУ прошёл пилотный сбор данных в рамках проекта «Зеркальных лабораторий». Сотрудники СКИЛА Лариса Марарица и Элина Цигеман провели эксперимент, проверяющий влияние моторной синхронизации на изменение уровня окситоцина участников.
Подробнее...

20 апреля 2023 г. проект был рассмотрен членами Комиссии по внутриуниверситетским опросам и этической оценке эмпирических исследовательских проектов НИУ ВШЭ и признан полностью соответствующим этическим нормам.

10 апреля 2023 г.
в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества прошёл круглый стол "Физиологические и психоэмоциональные последствия перехода к новым формам коммуникации". В рамках круглого стола обсуждались следующие вопросы:
  • Характеристики, отличающие опосредованную и непосредственную коммуникацию. Как изменился процесс коммуникации после перехода к онлайн?
  • Усталость от видеоконференций (Zoom fatigue), установки по отношению к онлайн коммуникации и стратегии формирования привязанности. Как личностные характеристики опосредуют влияние формата коммуникации на общение и качество социальных связей?
  • Биохимические маркеры качества общения: роль окситоцина в социальном поведении. Является ли окситоцин надёжным маркером социального поведения?
  • Автоматическое распознавание мимических маркеров для оценки эмоциональных состояний. Можно ли оценить качество коммуникации по мимическим маркерам в процессе общения?
В дискуссии принимали участие как исследователи из разных областей (психологи, нейробиологи, когнитивисты), так и представители индустрии и практики. 

7-11 ноября 2022 г. Kоманда СКИЛа посетила Лабораторию социальных нейронаук Красноярского государственного медицинского университета. Во время визита команда посетила множество лабораторных комплексов, познакомилась с методами экспериментальных исследований с животными моделями, а также с основами иммуноферментного анализа, планируемого в рамках совместного проекта.
Подробнее...


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.