• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методика «Шкала Усталости и утомления при видеоконференциях»

Оригинальное название: Zoom Exhaustion & Fatigue Scale, ZEF Scale [1].

Процесс перевода: Косвенный перевод с достижением переводческой эквивалентности утверждений (n = 3 эксперта).

Описание: Переведенная шкала изучает явление утомления и усталости после участия в различных онлайн видеоконференциях, таких как платформа Zoom. Усталость и утомление определяются авторами как чувство истощения, возникающее после длительного участия в онлайн встречах и состоящее как из комплекса психологических переживаний, так и из непосредственных физических ощущений, отражающих утомление некоторых органов чувств. Авторы методики предполагают, что на формирование утомления при видеоконференции влияют три основных фактора:
  1.  Увеличение когнитивной нагрузки, так как участники должны прилагать больше усилий для восприятия и анализа вербальных и невербальных подсказок во время коммуникации;
  2. Ощущение постоянного наблюдения от присутствия других, что может влиять на переживаемый уровень стресса;
  3. Эффект зеркала, от наблюдения себя на экране при включенной камере, который может способствовать постоянной оценке себя и своего поведения, что может приводить к повышению уровня тревожности.
Переживание усталости в рамках данной методики раскладывается на пять компонентов, выбранных авторами, как наиболее релевантные, из Multidimensional fatigue inventory [2]:

Общая усталость – General Fatigue, генерализованное чувство утомления, возникающее после видеозвонков; 
Зрительная усталость – Visual Fatigue, физический дискомфорт в виде сухости глаз, головных болей и др., как результат длительного визуального напряжения при работе с монитором;
Социальная усталость – Social Fatigue, эмоциональное и психическое утомление от длительного контакта/взаимодействия, влияющее не коммуникацию;
Мотивационная усталость – Motivational Fatigue, снижение желания вступать в социальные контакты и взаимодействие после видеоконференции;
Эмоциональная усталость – Emotional Fatigue, аффективное утомление, сопровождающееся переживанием эмоциональной опустошенности и дистресса.

Структура: Методика состоит из 15-ти утверждений, представляющих описание различных состояний (например: «Я чувствую себя подавленным»), каждое из которых необходимо оценить по 5-балльной шкале Лайкерта (где 1 – «совсем нет»; 5 – «очень сильно»). В соответствие с предложенными компонентами усталости и утомления, утверждения складываются в пять шкал – Общая, Зрительная, Социальная, Мотивационная, Эмоциональная усталость. Помимо пяти шкал, все утверждения также составляют оценку Совокупной усталости (Total Zoom fatigue). Форма для сбора данных, инструкция и ключ к подсчету сырых баллов  представлены в Приложении 1.

Психометрические характеристики
Оригинальная публикация авторов (2021 год): Выборка составила 2724 участника (66% женщины, возраст от 18ти до 75ти M = 38, SD = 10.9, смешанный этнический состав). Подтвердилась 5ти факторная структура через конфирматорный факторный анализ (CFI = 0.97, TLI = 0.96, RMSEA = 0.065 and SRMR = 0.032, X2 (85) = 1058). Надежность проверялась через альфу Кронбаха, значения которой для всех шкал преодолели порог 0.70 (Общая усталость, ɑ = 0.90; Зрительная усталость, ɑ = 0.88; Социальная усталость, ɑ = 0.87; Мотивационная усталость, ɑ = 0.82; Эмоциональная усталость, ɑ = 0.85).
Апробация русскоязычной версии:
Выборка составила 193 участника (77.7% женщины). Пятифакторная структура опросника подтвердилась. Надежность проверялась чрез альфу Кронбаха, значения которой для всех шкал преодолели порог 0.70  (Общая усталость, ɑ = 0.8; Зрительная усталость, ɑ = 0.73; Социальная усталость, ɑ = 0.77; Мотивационная усталость, ɑ = 0.82; Эмоциональная усталость, ɑ = 0.78). Помимо пяти измерений в структуре также выделился фактор Совокупной усталости (ɑ = 0.9).

Литература:
1. Fauville, G., Luo, M., Queiroz, A. C. M., Bailenson, J. N., & Hancock, J. (2021). Zoom Exhaustion & Fatigue Scale. Computers in Human Behavior Reports, 4, 100119. 
2. Smets, E. M., Garssen, B., Bonke, B., & De Haes, J. C. (1995). The Multidimensional Fatigue Inventory (MFI) psychometric qualities of an instrument to assess fatigue. Journal of psychosomatic research, 39(3), 315–325. 

 Приложение 1. «Шкала Усталости и утомления при видеоконференциях»


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.