• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ О РОССИИ И ЕЕ СОСЕДЯХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ФАКТОРЫ ДОВЕРИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ РАЗНЫХ СТРАН (2019-2021) (РНФ)

Руководитель: Олеся Кольцова

Проект начат в 2019 году и состоит из двух взаимосвязанных частей: FakeNewsProject и MediaCoverage. Поддержан грантом РНФ № 19-18-00206.

FakeNewsProject

Этот проект является сетевым и осуществляется неформальной международной командой исследователей из разных стран.

Участники от СКИЛа: Александр Поршнев, Виктория Взятышева, Ядвига Синявская, Сергей Пашахин, Максим Терпиловский

Международные партнеры: Алекс Мильцов (Назарбаевский университет, Казахстан), Татьяна Локоть (Городской Университет Дублина, Ирландия)

В данном проекте исследуются факторы, влияющие на доверие пользователей социальных сетей онлайн-новостям, а также на их способность отличать реальные новости от сфабрикованных. Ключевым изучаемым фактором доверия является соответствие новостного сообщения либо доминирующему в национальной медиасистеме пользователя способу подачи новостей (фрейму), либо альтернативному. Исследование проводится в контексте международных новостей в СМИ России и двух ее соседей, Украины и Казахстана. Также изучаются такие факторы доверия, как степень поддержки респондентами своего правительства и аффилиация источника новости. В контексте способности различать правдивые и ложные новости также рассматриваются факторы, связанные с когнитивными особенностями индивида и структурой его социальной сети.

Основным методом исследования является онлайн-эксперимент, при этом в ходе основного эксперимента 2020 года было собрано 10 830 анкет пользователей «ВКонтакте» и Facebook из России, Украины и Казахстана. Пользователям социальных сетей в ходе онлайн-теста в случайном порядке предъявлялись ложные и правдивые новости об одной из стран-соседей с варьируемыми параметрами. Затем им предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты, а у пользователей «ВКонтакте» с их разрешения дополнительно собирались некоторые данные аккаунта.

Анализ полученных данных показал, что пользователи в больше доверяли новостям в доминирующем фрейме, а наличие межстранового конфликта увеличивало разницу между в доверии к новостям в различных фреймах, повышая доверие к новостям в доминирующем фрейме и понижая доверие к новостям в альтернативном. В России и Казахстане пользователи, поддерживавшие правительство своей страны в наибольшей степени, воспринимали новости в доминирующем фрейме как значительно более заслуживающие доверия, чем новости в альтернативном, а для пользователей с самыми низкими уровнями поддержки правительства эффект фрейма отсутствовал. Склонность к конспирологическому мышлению понижала точность определения ложных новостей. Анализ данных пользователей ВКонтакте показал, что наличие в сети дружбы респондента людей из освещаемой страны было связано с более высокой точностью определения фейков, а также со снижением доверия к новостям в доминирующем фрейме.

  • Сайт проекта, где проводится эксперимент: https://fakenewsproject.org (содержит описание проекта, стимульные материалы и правильные ответы).
  • Страница проекта в соцсети Вконтакте: https://vk.com/fakenewsproject (содержит ссылки на экспериментальный интерфейс).
  • Страница проекта на сайте Назарбаев Университета: https://nu.edu.kz/faculty/alexandre-miltsov (недоступна в связи с увольнением сотрудника).
  • Страница проекта на сайте Дублинского университета: https://www.dcu.ie/communications/people/Tanya-Lokot.shtml.
  • Полная анкета: Download (PDF, 673 Kb).
  • Полный датасет: будет доступен после выхода всех публикаций. На текущий момент доступен по запросу.
  • GitHub-репозиторий: https://github.com/hse-scila/fakenews-project/ (содержит информацию о проекте, скрипты и скриншоты).

MediaCoverage

Участники: Сергей ПашахинМаксим Терпиловский, Сергей Кольцов, Анастасия Казун, Дарья Юдина, Алина Колычева

Цель исследования – установить, как СМИ трех стран – Казахстана, Украины и России – освещают политику друг друга, каковые основные темы и фреймы, какие фреймы доминируют, а какие играют роль альтернативных. Особая задача – сравнение взаимного освещения стран, находящихся в состоянии конфликта, со взаимным освещением стран, не находящихся в конфликте. Другая важная задача – понимание того, как эти фреймы представлены в аккаунтах СМИ в социальных сетях. Выявленные в этом проекте фреймы легли в основу стимульного материала, использованного в онлайн-экспериментах FakeNewsProject.

Для решения задач исследования мы собрали корпуса новостных статей, опубликованных тридцатью наиболее популярными источниками каждой из стран. Используя комбинацию тематического моделирования и качественного анализа текстов, при участии медиаэкспертов, специализирующихся на СМИ России, Украины и Казахстана были выделены ключевые темы в освещении стран-соседей новостными источниками этих трех стран. Далее мы выделили устойчивые дискурсивные закономерности, которые представляли доминирующие или альтернативные фреймы в освещении этих стран.

Анализ показал, что в паре Россия-Украина доминирующее освещение было враждебным и фокусировалось на основных противоречиях, лежащих в основе конфликта, в частности, на вопросе о принадлежности Крыма. Тональность взаимного освещения России и Казахстана была значительно более сдержанна: в ней преобладали темы сотрудничества двух стран, хотя в сообщениях ряда казахстанских СМИ прослеживалась тема дистанцирования от России.

Материалы проекта

Публикации
1.    Bryanov K., Kliegl R., Koltsova O., Porshnev A., Lokot T., Miltsov A., Pashakhin S., Sinyavskaya Y., Terpilovskii M., & Vziatysheva V. (2021). What Drives Perceptions of Foreign News Coverage Credibility? A Cross-National Experiment Including Kazakhstan, Russia, and Ukraine. Political Communication (submitted) Download (PDF, 898 Kb) 
2.    Кольцова О.Ю., Юдина Д.И., Пашахин С.В., Колычева А.В. (2022). Освещение выборов в Казахстане и Украине российскими СМИ. Полис (in print)
3.    Porshnev, A., Miltsov, A., Lokot, T., & Koltsova, O. (2021, July). Effects of conspiracy thinking style, framing and political interest on accuracy of fake news recognition by social media users: evidence from Russia, Kazakhstan and Ukraine. In International Conference on Human-Computer Interaction (pp. 341-357). Springer, Cham.
4.    Vziatysheva, V., Sinyavskaya, Y., Porshnev, A., Terpilovskii, M., Koltcov, S., & Bryanov, K. (2021, July). Testing users’ ability to recognize fake news in three countries. An experimental perspective. In International Conference on Human-Computer Interaction (pp. 370-390). Springer, Cham.
5.    Bryanov, K., & Vziatysheva, V. (2021). Determinants of individuals’ belief in fake news: A scoping review determinants of belief in fake news. PLoS one, 16(6), e0253717.
6.    Koltsova, O., Sinyavskaya, Y., & Terpilovskii, M. (2020, July). Designing an Experiment on Recognition of Political Fake News by Social Media Users: Factors of Dropout. In International Conference on Human-Computer Interaction (pp. 261-277). Springer, Cham.
7.    Казун, А. Д., & Пашахин, С. В. (2021). «Чужие выборы»: новости соседнего государства о выборах президента РФ в 2018 г. Экономическая социология, 22(1), 71.
8.    Казун А.Д. (2020) Так ли страшен фейк? Ложные новости и их роль в современном мире. Мониторинг общественного мнения, 4(158), 162-175.
9.    Porshnev, A., & Miltsov, A. (2020, July). The effects of thinking styles and news domain on fake news recognition by social media users: Evidence from Russia. In International Conference on Human-Computer Interaction (pp. 305-320). Springer, Cham.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.