Роль стратегий проверки информации в процессе валидации недостоверной информации
Участники проекта: Елена Артеменко, Евгения Аленина, Максим Терпиловский
Проект представляет собой комплексное исследование стратегий проверки потребляемой информации пользователей социальных сетей на поведенческом уровне (онлайн исследование), а также с привлечением айтрекинга (лабораторное исследование). Проект выполнен в русле основного исследовательского интереса Лаборатории в формировании инструментария предикторов валидации недостоверной информации потребителями новостей.
Актуальность изучения навыков проверки информации определяется широким распространением дезинформации в глобальной информационной среде, что приводит к разрушительным социальным последствиям, таким как, например, подрыв кампаний по вакцинации или паники во время стихийных бедствий. В то же время, на данный момент не удалось найти экспериментальных исследований восприятия информации, которые бы позволяли участникам проверять информацию и тем более целенаправленно исследовали бы их стратегии. При отсутствии возможности проверки пользователи преимущественно демонстрируют низкое качество распознавания фейков; представляется, что такая проверка (factchecking) может стать одним из решающих факторов успеха в противодействии фейкам на индивидуальном уровне и, следовательно, требует изучения.
Целью настоящего исследования заключается, во-первых, в оценке роли проверки информации (fact checking) и уровня экспертности в способности людей валидировать достоверность информационных сообщений и, во-вторых, в выявлении наиболее эффективных стратегий проверки информации.
Проект совмещает в себе онлайн исследование на большой выборке и лабораторный эксперимент со сбором данных окуломоторной активности.
Первая часть исследования (онлайн эксперимент) представляет собой онлайн исследование (число участников N = 1200), в котором участникам в специально сконструированном веб-интерфейсе предлагается оценить достоверность сообщений о здоровье. Возможность участников проверять информацию в интернете не ограничивается.
Лабораторный эксперимент совпадает с онлайн сбором данных (см. п.1-3), однако в лабораторных условиях предполагается привлечение специализированного программного (PupilCapture, Pupil Labs GmbH, 2021) и аппаратного обеспечения для записи глазодвигательной активности в ходе чтения новостных сообщений. Запись окуломоторной активности будет осуществляться с помощью портативного мобильного айтрекера (eye-trackerPupil Core от Pupil Labs GmbH, 2021) на базе Лаборатории социальной и когнитивной информатики.Во время лабораторной оценки достоверности утверждений дополнительно будет вестись запись экрана участника, с целью определить стратегии верификации утверждений. Протокол проведения лабораторной части исследования представлен в Приложении Б.
Новости о проекте:
Результаты реализации проекта представлены в ходе открытой лекции Олеси Кольцовой в Оксфорде. Тема лекции: Дезинформация о здоровье: барьеры на пути ее признания потребителями информации и пределы понятия медицинской "правды"
Полная запись лекции доступна на YouTube.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.