• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Когнитивные и социальные науки в эпоху ИИ»: итоги Школы «МИКС 2.0» в Питерской Вышке

Может ли GPT заменить лингвиста? Как нейросети помогают распознавать эмоции и анализировать поведение? Какие факторы влияют на появление инсайта при решении задач? Ответы на эти и другие вопросы искали участники Школы междисциплинарных исследований «МИКС 2.0», которая прошла в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Школа «МИКС 2.0» прошла в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. Организатором выступила Лаборатория социальной и когнитивной информатики.

Орешина Галина Владимировна

Галина Орешина

стажер-исследователь Лаборатории социальной и когнитивной информатики и член организаторского состава Школы

«Главная цель Школы «МИКС 2.0» — создать среду для интенсивного междисциплинарного взаимодействия. При этом наша задача заключается не только в передаче знаний, но и в обеспечении практического опыта. Каждая команда должна иметь возможность пройти путь от знакомства с данными до генерации готовых командных решений».

Школа объединила психологов, социологов, лингвистов, программистов, аналитиков из разных вузов. Участники прошли конкурсный отбор: из более чем 160 заявок сформированы пять команд по шесть человек. Среди них 12 студентов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.  Программа состояла из двух частей: лекции экспертов и изучение исследовательских данных, а затем командная работа над реальными кейсами.

«Школа создает возможность совместного поиска решения в игровой форме, а выбранный формат помогает понять, как и зачем строится междисциплинарный диалог», — отмечает заведующая Лабораторией доказательной психологии здоровья и благополучия и один из организаторов «МИКС 2.0» Лариса Марарица. 

Одним из ключевых экспертов Школы выступила заведующая Лабораторией языковой конвергенции Анастасия Колмогорова. Она поставила перед командами задачу выявить свойства словесных сочетаний, которые помогают испытуемому найти отгадку и пережить инсайт.

Колмогорова Анастасия Владимировна

Анастасия Колмогорова

заведующая Лабораторией языковой конвергенции

«Мы работали с набором данных старшего сотрудника Института когнитивных исследований Надежды Морошкиной, где представлены результаты эксперимента по поиску информантами общего слова для трех других. Поскольку и наша лаборатория, и Лаборатория социальной и когнитивной информатики активно внедряют в исследования использование больших языковых моделей, мы решили протестировать этот инструмент для разведочного анализа. Решение оказалось плодотворным: в процессе обсуждения я, как эксперт, тоже получила для себя несколько ценных инсайтов».

Участники интенсива разобрали три кейса. Первый посвящен использованию больших языковых моделей для анализа лингвистических признаков в творческих задачах. Необходимо было ответить на вопрос: может ли GPT заменить друга-лингвиста? Второй — о применении больших языковых моделей для распознавания эмоций и анализа поведения по видео. Третий кейс включал несколько направлений: сравнение человеческой и машинной генерации задач на логические ошибки, определение факторов инсайта при решении текстовых задач, а также создание визуальных стимулов для когнитивных исследований и анализа поведения.

Студентка СПбГУ Светлана Челпанова рассказала, что для нее участие в «МИКС 2.0» — возможность получить практические навыки в работе с языковыми моделями, чтобы в будущем применять их в своих исследованиях. «Мы строили модель, которая предсказывает признаки инсайта в задачах. В этом процессе участвовали представители разных дисциплин, что, на мой взгляд, очень ценно, так как каждый из них может узнать что-то новое и поделиться своим опытом», — поделилась она.

Участники также пообщались с экспертами в неформальной обстановке, задали вопросы о научной деятельности и исследованиях.

«Редко встретишь место, где можно познакомиться с таким количеством преподавателей и студентов из разных вузов. Мы как организаторы-волонтеры помогаем им и тоже вовлекаемся в решение задач. Такие междисциплинарные мероприятия, на мой взгляд, актуальны и полезны как для очных участников, так и для тех, кто присоединяется дистанционно», — прокомментировала  один из организаторов «МИКС 2.0» Дарья Витовская.

За три дня интенсивной работы участники научились оценивать стимулы (фотографии и изображения, сгенерированные нейросетями), разрабатывать критерии их качества, тестировать гипотезы с помощью NLP-инструментов (технологии, которые позволяют компьютерам анализировать, понимать и генерировать тексты на естественных языках). Главный результат — освоение навыков работы с большими языковыми моделями для анализа лингвистических признаков.

«Одна из команд предложила интересную идею: они проверили, влияет ли на отгадывание слова то, насколько легко его представить в разных выражениях. Например, снежную бурю легко представить, а магнитную — труднее, бурю эмоций или бурю в стакане — еще сложнее. Следовательно, если информанту предъявить слова: «стакан», «магнит», «эмоция», то ему будет сложнее угадать, что целевое слово «буря», нежели если дать слова «песок», «снег», «пыль».

Большая языковая модель хорошо уловила паттерн, помогла разметить данные, и ребята показали, что представимость может быть важным фактором «ага-переживания» (эмоциональной реакции).


Организаторам удалось создать насыщенную интеллектуальную атмосферу, в которой ИИ отводилось одно из значимых мест. Очевидно, что нейросети становятся важным инструментом для когнитивных исследований», — подчеркнула Анастасия Колмогорова.

«Могу с уверенностью сказать: цели достигнуты. Мы увидели, как за три дня команды не только глубоко погрузились в сложные кейсы, но и предложили по-настоящему новые подходы. Формат работы над одной задачей в день полностью оправдал себя, позволив участникам сконцентрироваться и достичь результатов. Атмосфера была заряжена энергией совместного творчества, а мотивированные команды на практике продвинули навыки применения ИИ к лингвистическим, а также социально-психологическим задачам. Судя по отзывам, такой формат живого междисциплинарного научного творчества востребован и эффективен. Мы уже определили направления для совершенствования в будущем. Но главное: школа вновь доказала свою значимость, и как один из организаторов я испытываю полное удовлетворение от достигнутого результата», — резюмировала Галина Орешина.

Итогом работы стали модели и методологии, которые можно применить в будущих исследовательских проектах.